В конце 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин поручил до июля 2010 года отработать четкую процедуру банкротства в отношении физических лиц. Однако до сих пор законопроект находится на стадии рассмотрения, так как Минэкономразвития не договорилось с Минфином о выделении средств на увеличение штата судей, которые станут рассматривать эти дела.
{hsimage}{hsimage}
Однако решать вопрос о банкротстве по проекту должны арбитражные суды, которым для этого понадобится 555 судей, в том числе 465 - в первую инстанцию, пишет газета «Ведомости».
Обеспечение их работы обойдется бюджету в 1,645 млрд руб. ежегодно, из которых 1,06 млрд пойдет на зарплаты судей и их помощников, а 584,6 млн - на их материально-техническое обеспечение. Еще 743,4 млн руб. придется истратить в первый год на закупку мебели, ремонт офисов, приобретение техники и служебного транспорта, подсчитало Минэкономразвития.
Как минимум половина ежегодных расходов на судей будет окупаться за счет госпошлины. В первый же год 816 млн руб. может вернуться в бюджет вместе с госпошлиной за рассмотрение только банкротных дел (сейчас - 4000 руб.).
Сейчас Минэкономразвития согласовывает выделение средств с Минфином. По мнению Минфина, указанные в проекте расчеты требуют доработки, поэтому законопроект возвращен в Минэкономразвития.
МЭР рассчитывает, что в первый же год действия закона с заявлениями об открытии процедуры банкротства может обратиться 204 тыс. человек, или около 4% граждан, имеющих по состоянию на 1 апреля просроченную задолженность.
По мнению Дмитрия Лесняка, такая процедуры, конечно, нужна, однако, как уже показала практика, она слишком тяжела для реализации в России, по крайней мере, в таком виде, как она задумывается сейчас.
«Сейчас эта процедура гораздо сложнее, чем, например, в США. У нас выполнение банкротства физлиц предусмотрено по правилам, аналогичным банкротству юридических лиц. Т.е. в наличии необходимость арбитражного управляющего, услуги которого нужно оплачивать, и масса других моментов. По моему мнению, эту функцию бы лучше выполнил мировой судья, что гораздо бы упростило взаимодействие должника и кредитора и саму процедуру. Или эти функции может выполнять нотариус, как представитель государства. Он бы тоже сделал это гораздо быстрей и проще, чем арбитражные суды, потому что они не столь массово загружены», - говорит он.
Вместе с тем, банкротство физлиц, как отмечают юрист, дает огромные преимущества как и самим потребителям, так и банкам.
«Если на сегодня в силу каких-то обстоятельств человек может попасть в долговую кабалу, связанную с ипотекой, кредитами и иными долгами, то при процедуре банкротства, не снимая обязательств по выплате долга, у всех участников будет понимание, что гражданин жив, будет выплачивать рассрочку, которая утверждается госорганом. И в этом есть плюсы как для должника, так и для кредитора. Ведь, гражданин по рассрочке будет оплачивать не только долг, но и проценты по нему, правда, по льготной ставке - в размере половины от ставки рефинансирования. Т.е. по крайней мере, банки лишатся возможности накручивать "драконовские" проценты по той ставке, которая указана в кредитном договоре в течение этих лет. Если должник не успел выплатить в течение пяти лет свои кредиты, они останутся на нем и будут списаны в обычное банковское производство, т.е. выплаты будут происходить по ним в обычном режиме, как это предусматривалось банковским договором», - пояснил специалист.
{hsimage}{hsimage}
Однако решать вопрос о банкротстве по проекту должны арбитражные суды, которым для этого понадобится 555 судей, в том числе 465 - в первую инстанцию, пишет газета «Ведомости».
Обеспечение их работы обойдется бюджету в 1,645 млрд руб. ежегодно, из которых 1,06 млрд пойдет на зарплаты судей и их помощников, а 584,6 млн - на их материально-техническое обеспечение. Еще 743,4 млн руб. придется истратить в первый год на закупку мебели, ремонт офисов, приобретение техники и служебного транспорта, подсчитало Минэкономразвития.
Как минимум половина ежегодных расходов на судей будет окупаться за счет госпошлины. В первый же год 816 млн руб. может вернуться в бюджет вместе с госпошлиной за рассмотрение только банкротных дел (сейчас - 4000 руб.).
Сейчас Минэкономразвития согласовывает выделение средств с Минфином. По мнению Минфина, указанные в проекте расчеты требуют доработки, поэтому законопроект возвращен в Минэкономразвития.
МЭР рассчитывает, что в первый же год действия закона с заявлениями об открытии процедуры банкротства может обратиться 204 тыс. человек, или около 4% граждан, имеющих по состоянию на 1 апреля просроченную задолженность.
По мнению Дмитрия Лесняка, такая процедуры, конечно, нужна, однако, как уже показала практика, она слишком тяжела для реализации в России, по крайней мере, в таком виде, как она задумывается сейчас.
«Сейчас эта процедура гораздо сложнее, чем, например, в США. У нас выполнение банкротства физлиц предусмотрено по правилам, аналогичным банкротству юридических лиц. Т.е. в наличии необходимость арбитражного управляющего, услуги которого нужно оплачивать, и масса других моментов. По моему мнению, эту функцию бы лучше выполнил мировой судья, что гораздо бы упростило взаимодействие должника и кредитора и саму процедуру. Или эти функции может выполнять нотариус, как представитель государства. Он бы тоже сделал это гораздо быстрей и проще, чем арбитражные суды, потому что они не столь массово загружены», - говорит он.
Вместе с тем, банкротство физлиц, как отмечают юрист, дает огромные преимущества как и самим потребителям, так и банкам.
«Если на сегодня в силу каких-то обстоятельств человек может попасть в долговую кабалу, связанную с ипотекой, кредитами и иными долгами, то при процедуре банкротства, не снимая обязательств по выплате долга, у всех участников будет понимание, что гражданин жив, будет выплачивать рассрочку, которая утверждается госорганом. И в этом есть плюсы как для должника, так и для кредитора. Ведь, гражданин по рассрочке будет оплачивать не только долг, но и проценты по нему, правда, по льготной ставке - в размере половины от ставки рефинансирования. Т.е. по крайней мере, банки лишатся возможности накручивать "драконовские" проценты по той ставке, которая указана в кредитном договоре в течение этих лет. Если должник не успел выплатить в течение пяти лет свои кредиты, они останутся на нем и будут списаны в обычное банковское производство, т.е. выплаты будут происходить по ним в обычном режиме, как это предусматривалось банковским договором», - пояснил специалист.
Екатерина Евстигнеева